пятница, 30 сентября 2011 г.

СОБЕСЕДОВАНИЕ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СТУПЕНЕЙ НА ПУТИ К РАБОТЕ


Собеседование — одна из основных ступеней на пути к работе. На нее вступают те, чьи резюме прошли предварительный отбор, кто успешно сдал этот экзамен. Многие расслабляются, думая, что, если уж его резюме заметили, значит работа у него уже в кармане. Ничего подобного! Именно на этапе собеседования большинство соискателей получают ответ: «Мы вам перезвоним». А ведь отказ работодателя можно свести к минимуму, просто подготовившись к собеседованию.

Получите максимум информации о компании, в которую идете. Это ваши дополнительные очки. Когда задают вопрос: «Почему вы хотите получить работу именно у нас?» – ждут подтверждения, что вы в курсе дел компании. Неинформированность именно в этой области часто является одной из причин отказа.

Проведите сеанс аутотренинга, вспомнив, чего вы уже сумели достичь в этой жизни. Составьте список ваших самых крупных побед. Слова прозвучат весомее в сопровождении цифр и фактов. Смоделируйте разговор с интервьюером, повторите варианты рассуждений на особо щекотливые темы. Домашние заготовки иногда здорово выручают в сложных ситуациях.

Не забудьте взять на собеседование паспорт, резюме, фотографию, документы об образовании, трудовом стаже, рекомендательные письма, а также блокнот и ручку. Все это положите в папку или сумочку – никаких больших портфелей, хозяйственных сумок, пластиковых пакетов!

Придерживайтесь в одежде делового стиля. Идеальный вариант для мужчин – темный костюм со светлой рубашкой и галстуком, для женщин – пиджак и юбка (брюки) с однотонной блузкой. Костюм не должен выглядеть только что купленным. Любую новую вещь надо опробовать хотя бы раз, чтобы понять, насколько вам в ней комфортно.

Будьте внимательны к деталям: почищенная обувь, стильные аксессуары, модная прическа, аккуратный маникюр. Никаких солнцезащитных очков на голове или свисающих с шеи наушников – снимите все лишнее, прежде чем войти в кабинет. Не перестарайтесь с парфюмом – вы ведь не хотите уморить интервьюера слишком резким запахом?

Приходите вовремя или чуть раньше. Если задерживаетесь даже на пять минут, позвоните и предупредите. Узнайте подробный адрес офиса, где будет проходить интервью. Перед тем, как ехать, посмотрите карту, иначе можете заблудиться и опоздать. Обязательно имейте запас времени. Непунктуальность при появлении на собеседовании – 90% отказа.

Будьте вежливы с секретарем в приемной, так как интервьюер обычно интересуется его мнением. Проявите терпение и не нервничайте, если начало собеседования затягивается. Заранее отключите мобильный телефон, чтобы никакой звонок не мог помешать вашей беседе.

Строго спланируйте первые секунды. Ученые выяснили, что первые десять секунд встречи являются решающими для того, чтобы определить, симпатичен вам человек или нет. Держитесь дружелюбно, раскованно (но не развязно), открыто смотрите на собеседника. Не спешите и не суетитесь.


Зайдя в кабинет, постарайтесь поздороваться первым. Но не делайте это быстро – а лишь спустя несколько секунд после прихода. Поверьте, это очень хорошо влияет на работодателя. Скажите, что для вас очень приятно приглашение на собеседование именно в эту компанию. Этим вы сможете заранее расположить к себе собеседника.

Постарайтесь сесть напротив интервьюера. Не разваливайтесь на стуле, не скрещивайте ноги, не поджимайте их. Входя и садясь на стул, постарайтесь держать спину ровно. То, как вы сидите и как держите осанку, многое говорит о вас.

Руки лучше положить на стол или на колени. В них ничего не нужно «крутить». Ручку доставайте из кармана лишь тогда, когда потребуется что-либо записать (а затем сразу ее уберите). Вместе с тем, не стесняйтесь жестикулировать – это прибавит вам уверенности.

Не отводите взгляда в сторону. Уверенно и спокойно смотрите в глаза интервьюеру. Применяйте технику «перемены глаз», то есть переходите взглядом с одного глаза собеседника на другой (но не слишком часто).

Не говорите ничего плохого о себе и о своей прежней работе. Не давайте оснований заподозрить, что вы не ладили с коллегами, или не справлялись с обязанностями, или у вас не сложились отношения с руководством. Отсутствие перспектив роста, невысокая зарплата – уже достаточно веские причины для того, чтобы человек начал искать себе новое место.

Покажите свой энтузиазм. Если у вас нет мотивации к работе в данной компании, то не спасет ни опыт, ни квалификация. Вам придется объяснить, почему работу именно в этой фирме вы находите интересной и перспективной для себя. И не забудьте – цели организации должны совпадать с вашими устремлениями.

Вы можете поднять свои шансы, правильно расставляя акценты в вопросах. Старайтесь не задавать их, начиная со слова «почему» – это таит в себе скрытую критику. Лучше использовать слова «кто», «что», «как» – они подразумевают желание просто получить информацию.

Поинтересуйтесь вашими будущими обязанности, узнайте, чего ожидают от кандидата на эту должность, каковы перспективы карьерного роста. Не стесняйтесь выяснить, почему уволился человек, занимавший эту позицию до вас. Уместными будут вопросы и о режиме работы и о длительности испытательного срока.

Если работодатель интересуется, получали ли вы другие предложения о работе, скажите ему об этом честно. Можно упомянуть, что вы были на собеседованиях в других местах, но не уточнять, где именно. Это повысит ваши шансы. Добавьте лишь то, что работа в данной компании вам интереснее.

При монологе на тему «Мой профессиональный путь» не занудствуйте. Собеседник может заскучать от слишком подробного рассказа. Вместе с тем, на вопрос «Расскажите о себе» недопустимо отвечать, что «в резюме уже все написано». Пусть в вашем рассказе прозвучат два-три ключевых момента, говорящих о том, что ваша квалификация и опыт как нельзя больше подходят для данной позиции.

Важно найти оптимальное соотношение открытости и сдержанности. Людям свойственно приукрашивать свои лучшие качества и профессиональный уровень. И если вы преувеличите их настолько, что не сможете подтвердить конкретными фактами, то создадите себе массу затруднений.

Составьте список ожидаемых вопросов и продумайте четкие ответы на них. Почему вам нужна именно эта должность? Что вы можете предложить компании? Почему вы являетесь идеальным кандидатом? Внимательно слушайте вопросы и отвечайте на них лишь тогда, когда точно поймете, о чем вас спросили. Если вопрос не совсем ясен, то, извинившись, попросите уточнить его.

В ответе на вопрос о ваших сильных сторонах подчеркните качества, полезные для данной работы, приведите примеры из практики. Если попросят перечислить недостатки, назовите такой, который будет являться как бы продолжением ваших достоинств. Например: дотошность, перфекционизм, повышенная требовательность.

Отвечая на вопрос, старайтесь не говорить больше двух-трех минут. Этого времени вполне достаточно, чтобы осветить информацию по самому сложному вопросу. Однако односложные ответы «да» и «нет», а также тихий голос создадут впечатление вашей неуверенности в себе, неумении объяснять свою точку зрения.

Будьте готовы к вопросу о зарплате. Собираясь на собеседование, выясните, сколько стоит та или иная позиция на рынке труда. Далее исходите из того, насколько вы опытны, как много вам платили на прежней работе, насколько вы заинтересованы в получении нового места. Не говорите, что вашей мотивацией для смены работы является лишь более высокая оплата труда (даже если это и так).

Вопрос о зарплате, наверное, самый главный, поэтому при подходе к нему сильно не скромничайте. Если вы сами себя не цените, то другим это делать незачем. Но, называя конкретную цифру, нужно быть реалистом. Кроме того, помните, что чем выше зарплатные ожидания, тем меньше шансов получить данную работу. Озвучив уровень желаемой зарплаты, не следует потом его менять.

Если вас пригласили на беседу – значит, как профессионал вы подходите. И теперь хотят узнать, что вы за личность. Будьте внимательным слушателем и ярким собеседником. При необходимости не стесняйтесь порассуждать о политике, музыке, искусстве. Имейте в запасе оригинальные выражения, пословицы, афоризмы, чтобы при случае вставить их в разговор.

Постарайтесь быть естественным, искренним, доброжелательным. Позитивный настрой, немного юмора, открытая улыбка – и тогда небольшие промахи будут вам прощены. Деловому разговору улыбка не мешает. Наоборот, остается впечатление, что вы опытный, а потому уверенный в себе человек. Улыбка порой может значить столько же, сколько и диплом.

Будьте готовы предоставить контакты людей, которые могут дать вам рекомендацию (предварительно согласовав это с ними). Знайте, что работодатель может позвонить им прямо при вас.

Прощаясь с интервьюером, поблагодарите за предоставленную вам возможность пройти собеседование в данной компании – вне зависимости от окончательного выбора, который сделает работодатель. В тот же день отправьте аналогичную благодарность и по электронной почте – это может сыграть свою роль.
 

После собеседования некоторые компании могут обдумывать, пригласить ли вас на работу, несколько дней, а то и недель. Будьте терпеливы. Вместе с тем, если в конце разговора вы слышите: «Мы подумаем и в случае положительного решения позвоним вам», то не ждите звонка, а смело продолжайте поиски. Как правило, такой ответ чаще всего свидетельствует об отказе.

Не воспринимайте отказ как трагедию. Не нужно надеяться только на одного работодателя – ищите новые вакансии. Не отчаивайтесь: откажут в одном месте – примут в другом. Желательно при отказе уточнить, по каким причинам вы не подошли, и если устранение этих причин в ваших силах, то постарайтесь в будущем не допускать аналогичных ошибок.

Любовь Мищенко, РДВ-Петербург
(rabota.ru)
 

6 комментариев:

  1. Данная статья очень актуальна в современных условиях.Очень важно создать хорошее впечатление на работодателя.Следуя рекомендациям можно быть уверенным, что работа ваша.Немаловажна рекомендация при описании своей трудовой деятельности.

    ОтветитьУдалить
  2. Главное на собеседование-это уверенность в себе. Работодатель должен почувствовать, что это он нуждается в вас, а не вы в нём. Это и есть стопроцентная гарантия успеха)

    ОтветитьУдалить
  3. Согласен, собеседование хоть и не единственный способ поступления наработу но один из самых действенных. Нельзя ограничиватся только рекомендациями с центра занятости, я за собеседования

    ОтветитьУдалить
  4. В статье подробно и доходчиво изложены рекомендации по прохождению собеседования.Собеседование-это конечно стресс.Нужно попытаться себя настроить на позитив, тогда будет меньше нервозности,а больше уверенности в себе!

    ОтветитьУдалить
  5. На собеседовании важно вести себя естественно и ни в коем случае не самоуверенно. Рекламодатели таких соискателей не любят. Ни в коем случае не привирать о своих знаниях и способностях. Любая ложь рано или поздно выяснится. А если не взяли на работу, не расстраиваться и помнить: это не последнее рабочее место на этой планете.

    ОтветитьУдалить
  6. Анонимный10 мая 2012 г., 10:35

    Советы для собеседования все правильные и полезные, но
    их слищком много и невозможно и не нужно о них помнить,
    или строго соблюдать. Лучше несколько раз внимательно и
    вдумчиво перечитать их, перенося на реальное положение
    дел. Во время собеседования лучше быть самим собой и не
    зацикливаться на советах.
    Владимир

    ОтветитьУдалить