среда, 14 сентября 2011 г.

ГОТОВИМСЯ К СОБЕСЕДОВАНИЮ


Предположим, что внимательно перечитав серию статей о поиске работы, Вы определили реальные цели, качественно составили резюме, разослали его потенциальным нанимателям и сумели заинтересовать их. Теперь осталось дождаться приглашения на собеседование. Если поначалу на вас не обрушится шквал приглашений, не отчаивайтесь. Вполне естественно, если вам не ответят сразу. Менеджер по персоналу должен сначала ознакомиться с резюме, сравнить его с резюме других претендентов, обсудить с начальством. Чем же заняться в ожидании звонка?

ЕСЛИ ТЕЛЕФОН МОЛЧИТ

Прежде всего, составьте список фирм, в которые Вы отослали резюме. Перезвоните в каждую из них через 2–3 дня с тем, чтобы узнать о результате. Избегайте слишком активного давления — вероятнее всего, это не ускорит решение вопроса, но может негативно настроить работодателя. Нетерпеливость и несдержанность — вовсе не те качества, которых от Вас ждут.

Вместо того чтобы волноваться и переживать, подготовьтесь к собеседованию.

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К СОБЕСЕДОВАНИЮ

Постарайтесь как можно больше узнать об организации, в которую идете на собеседование, и о специфике возможной работы.

Идя на собеседование, возьмите с собой экземпляр резюме, а также копии дипломов, свидетельств и др.

Точно узнайте месторасположение организации и рассчитайте время так, чтобы не опоздать.

В одежде придерживайтесь делового стиля: оденьтесь красиво, но не вызывающе.

Будьте готовы назвать фамилии и телефоны рекомендовавших вас лиц, предварительно согласовав это с ними.

Позаботьтесь о том, чтобы располагать достаточным резервом времени и не нервничать, если собеседование затянется.

Составьте список ожидаемых вопросов и подготовьте ответы на них.

Ответы на вероятные вопросы тщательно отрепетируйте перед зеркалом (как актер репетирует роль).

Заготовьте вопросы, которые Вы зададите сами. Для многих интервьюеров они не менее важны, чем Ваши ответы.

Специально подготовьтесь к обсуждению вопроса оплаты труда.

Обычно собеседование проводят в три этапа (возможны варианты). Договариваясь по телефону о встрече с работодателем, помните, что это и есть первичное собеседование, от которого он получит первое впечатление о Вас. Поэтому прежде, чем звонить, подготовьтесь.


Постарайтесь сделать так, чтобы вам не мешали окружающие.

Сосредоточьтесь: голос должен быть ровный и уверенный.

И еще — улыбайтесь: конечно же, собеседник не может этого увидеть, но обязательно почувствует.

Не лишним будет упомянуть, что во время беседы нельзя разговаривать с кем-либо еще, заниматься посторонними делами, жевать. Поэтому отключите мобильные телефоны, выкиньте жевательную резинку и т.п.

Вторичное собеседование — это непосредственная встреча с работодателем или его представителем. Проведение интервью (так менеджер по персоналу называет собеседование) — это целая наука. Интервьюер готовится к нему ничуть не менее тщательно, чем Вы. Главная его задача — не только отсеять бесперспективных претендентов, но и не упустить ценного сотрудника. Помимо ваших профессиональных и деловых качеств, интервьюера интересует, сможете ли Вы соответствовать требованиям компании, психологическому климату в коллективе, насколько вы устойчивы к стрессам, умеете ли принимать самостоятельные решения и т.д., а также, насколько достоверны представленные Вами сведения.

Прежде всего, еще раз изучите свое резюме и попытайтесь представить, какие вопросы Вам зададут во время собеседования. Интервьюер прекрасно понимает, что, готовясь к собеседованию, Вы продумали аргументацию и постарались тщательно замаскировать свои недостатки. Его задача — получить достоверную информацию. Поэтому в процессе собеседования часто применяют метод провокации, главная задача которого — выбить Вас из колеи с тем, чтобы выявить вашу истинную сущность. Постарайтесь подготовиться к неожиданному повороту беседы.

Чтобы понять, какого рода провокацию можно ожидать во время собеседования, постарайтесь проанализировать, какие специфические требования может предъявить к Вам работодатель. Например, от провизора первого стола требуется быть коммуникабельным и уметь убедить клиента; от менеджера — уметь руководить и правильно организовать работу; от медицинского представителя фирмы — быть организованным, уметь расположить аудиторию, а также справиться с нестандартной ситуацией.

Рассмотрим пример: Вы претендуете на должность медицинского представителя западной фармацевтической компании. Во время интервью перед Вами поставили задачу подготовить презентацию фирменного препарата. Однако в этом случае работодателя мало интересует качество презентации, скорее всего, он хочет узнать, как Вы проявите себя в условиях цейтнота. Тут и начинается провокация — дискета с презентацией, сделанной в самом обычном Power Point, неожиданно, по самым непонятным причинам, откажется открываться на всех 20 (!) компьютерах представительства.

Вам предложат выбор — либо прийти завтра (возможно, к этому времени компьютеры починят), либо показать презентацию «на пальцах». Если Вы захотите представить полноценную презентацию (со слайдами) завтра, это расценят как неспособность работать в нестандартных ситуациях (минус 1 балл), а вот решение показать презентацию прямо сейчас «на пальцах» — как признак целеустремленности и способности работать в условиях цейтнота (плюс 10 балов).

ВСТРЕЧАЮТ НЕ ПО ОДЕЖКЕ?

Американский исследователь Ф. Эндикот изучил причины, согласно которым в США чаще всего отказывают претендентам в получении работы. На 1-м месте оказался «жалкий внешний вид», на 2-м — «манеры всезнайки», на 3-м — «неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, ошибки», и только на 29-м (!) — «мало знаний по специальности». Все 28 предыдущих причин носят личностный характер.

От того, как Вы будете выглядеть во время собеседования, зависит успех. Прежде всего, речь идет об одежде: любая неряшливость изобличает неудачника, поэтому аккуратный деловой костюм обязателен. А вот внешность из шкафа не достанешь и утюгом не прогладишь — этим нужно заниматься заранее. Перед собеседованием обязательно выспитесь. Не забудьте также о физической форме — ходите в бассейн или просто делайте утреннюю пробежку. Это позволит Вам не только хорошо выглядеть, но и устойчиво переносить стресс и, кстати, лучше соображать. Если Вы очень волнуетесь, не злоупотребляйте успокаивающими средствами. Полусонный претендент, перебравший валерьянки, скорее всего не сможет рассчитывать на успех. Помните, что в стрессовой ситуации организм мобилизует свои резервы. Такая мобилизация — один из факторов Вашего успеха.

НЕМНОГО О ПСИХОЛОГИИ

Существует множество модных психологических групп и тренингов, которые предлагают услуги по подготовке к собеседованию: обещают научить эффективным психологическим техникам, которые помогут успешно пройти собеседование, но не тратьте на них время. Не оспаривая эффективность этих методик (некоторые из них очень действенны), задумайтесь об их полезности. Во-первых, их невозможно освоить очень быстро, это только отвлечет Вас от более важного задания — непосредственной подготовки к собеседованию. Во-вторых, некоторые из таких тренингов ставят перед собой задачу использовать для успешного собеседования психологические техники влияния. Действительно, таким образом можно ввести человека в заблуждение, но каков будет результат? Подумайте о том, что менеджер по кадрам скорее Ваш союзник. Если Вы введете его в заблуждение, он неправильно определит ваш психологический профиль и потенциальные возможности. Результат, скорее всего, будет плачевным: в коллективе Вы будете чувствовать дискомфорт; неудачный испытательный срок приведет к потере репутации и разочарованию. Задумайтесь, Вам есть что терять. Рецепт один — будьте собой.

Однако в некоторых случаях посещение психологических тренингов просто необходимо — они пригодятся вам непосредственно в работе. Пройдя такие тренинги и получив диплом, Вы сможете повысить свою значимость как специалиста в любой области. С другой стороны, если Вам свойственны психологическая неустойчивость, неуверенность в своих силах, если за Вами тянется «хвост» неудач, пройти психологический тренинг просто необходимо.

Денис Сухинин
 (http://job.morion.ua/articles/9/5/)  

6 комментариев:

  1. главной задачей при собеседовании у работодателя это рассмотреть потенциал тестируемого. для этого необходимы профессионалы и специалисты. даже в этом бизнесе возможны подвохи и очковтирательство. ищите талантливых людей и поддерживайте их.

    ОтветитьУдалить
  2. Если пытаться устроиться в частную фирму, то главное лаконично отвечать на все вопросы руководителя. Во внешнем виде самое важное не стоимость одежды, а опрятность. Еще по собственному опыту знаю, что работодатели очень не любят самоуверенных людей. Мой шеф всегда говорил, что для него важно, чтобы все сотрудники умели вежливо улыбаться.

    ОтветитьУдалить
  3. обстановку приема на работа знаю по своему опыту, сам принимал будучи руководителем. В первую очередь обращаешь внимание на адекватность человека и его отношение к руководству вообще, т.е. как он общается. не приветствуются ужимки и какие то наработки видимые невооруженным глазом.

    ОтветитьУдалить
  4. Информация очень полезна для юных специалистов, которые недавно закончили университет или даже для самих студентов, которые ещё числятся на обучении. Главное при проходе собеседования не волноваться, ведь под напряжением работодатель может надавить на вас психически и тогда вы не сможете пройти этот этап. Просто будьте спокойнее и не волнуйтесь !

    ОтветитьУдалить
  5. Да как говорит dzugo самое главное не волноваться. Иначе все будет очень печально. Ведь самое важное быть уверенным в себе так как это залог успеха в любом деле!

    ОтветитьУдалить
  6. Действительно важная информация. Самым интересным для меня было узнать, что и психологические факторы, такие как поза, жесты, также влияют на качество прохождения собеседования. Я думаю, что если быть полностью уверенным в своих профессиональных навыках и ничего не бояться, то собеседование будет пройдено на отлично!

    ОтветитьУдалить